Магаданцы, прибывшие на специальном микроавтобусе в посёлок Ягодное часов в восемь вечера 10 июля, расположились на ночлег, а назавтра в 7 часов утра уже были у поселкового автовокзала. Сюда же пришло несколько ягоднинцев. Я кратко рассказал о нашем маршруте – местах, где в прошлом (1940-1950-е гг.) находились трудовые лагеря и посёлки, о том месте, где в конце 1930-х гг. планировали строить теплоэлектростанцию, о горах и озёрах, которые нам предстоит преодолеть. На автомобиле «Урал» тронулись в путь. Примерно через 10 километров в сторону Магадана выехали на берег Дебина. Воды в реке было мало, несмотря на ночной дождь, чему все обрадовались, так как преодолевать водную преграду нужно на колёсах – мост давным-давно рухнул. Расстояние до места назначения около 70 километров, но большая часть дороги очень плохая, точнее её нет – размыта вешними и дождевыми водами, заросла кустарником и лиственницей, разрушены мосты через ручьи и речки...
Часа через два сделали десятиминутную остановку, затем ещё одну и перед перевалом, отмахав километров сорок, остановились более чем на полчаса. Эта остановка была связана с посещением заросшего травой и кустарником кладбища.
В 1940-1950-е гг. перед перевалом существовал небольшой посёлок, в котором, по рассказам старожилов, проживали в основном спецпоселенцы, ссыльные, бывшие заключённые колымских лагерей.
В Ягодном до середины 2010-х годов проживал один из спецпоселенцев Алексей Филиппович Трусов, работавший в 1940-х гг. на секретной стройке «Челябинск-40», а потом оказавшийся на Колыме не по своей воле. В своё время он многое поведал мне о долине реки Сухахы, вдоль которой пролёг наш нелёгкий путь...
Иван ПАНИКАРОВ, краевед-энтузиаст из п. Ягодное.
(Окончание в следующем номере.)